1. Список необходимых для поступления на службу в прокуратуру документов закрепили в законе. Закон о прокуратуре дополнен статьей, устанавливающей перечень документов и сведений, представляемых гражданином при поступлении на службу в органы и организации прокуратуры, а также особенности их рассмотрения и проверки. В числе таких документов заявление, паспорт, документы об образовании и квалификации, трудовая книжка, справка о наличии (отсутствии) судимости, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Порядок их приема, перечень должностных лиц, имеющих право их принимать, а также порядок проверки достоверности и полноты представленных сведений утвердит Генпрокурор. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 113-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации")
2. В УПК РФ внесены поправки, предусматривающие немедленное исполнение постановления суда об освобождении тяжелобольного осужденного. Также закреплено право суда рассматривать вопросы об освобождении по болезни не только по ходатайству осужденного, но и по представлению исполняющего наказание учреждения или органа. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 109-ФЗ "О внесении изменений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации")
3. В УПК РФ внесены поправки, касающиеся вещдоков в виде изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также предметов, используемых для их незаконного производства и оборота. Уточнено, что такие вещдоки до получения результатов исследований передаются на хранение в порядке, установленном Правительством. Затем они должны быть уничтожены, утилизированы или реализованы по решению суда. При этом к материалам уголовного дела приобщаются материалы фото- и видеофиксации указанных вещественных доказательств, а также может быть приобщен образец вещдока, достаточный для сравнительного исследования. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений в статьи 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации")
3. Расширена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступления. Так, ст. 150 УК РФ дополнена ответственностью в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового в т. ч. за вовлечение несовершеннолетнего в совершение трех и более преступлений небольшой и (или) средней тяжести. Раньше такое наказание применялось за вовлечение детей в преступную группу, в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 111-ФЗ "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации")
4. Для пенсий по инвалидности установили иммунитет на взыскание в рамках исполнительного производства. Теперь взыскание в рамках исполнительного производства не обращается на выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет федерального бюджета. Иммунитет на взыскание установлен для социальных пенсий по инвалидности, федеральных и региональных социальных доплат к пенсии, назначаемых детям-инвалидам и недееспособным инвалидам. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 112-ФЗ "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве")
5. Решено создать реестр должников по алиментным обязательствам, который будет являться составной частью банка данных в исполнительном производстве. В этот реестр будут вноситься сведения о должниках, привлеченных к административной и уголовной ответственности, а также находящихся в розыске. Определены особенности ведения реестра. Граждан будут уведомлять о включении в реестр или исключении из него в течение суток. Для актуальной информации о трудоустройстве должников ФССП будет взаимодействовать с органами власти через СМЭВ. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" - вступает в силу по истечении 360 дней после его официального опубликования)
6. Для супругов погибших участников СВО уточнены условия получения пенсии по потере кормильца. Независимо от возраста, трудоспособности и наличия работы не вступившие в повторный брак супруги погибших военнослужащих, призывников, добровольцев, контрактников и сотрудников силовых ведомств, ухаживающие за детьми погибшего бойца, могут получать пенсию по случаю потери кормильца до достижения ребенком, также имеющим право на пенсию, возраста 23 лет. Установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение награжденных орденом Святого Георгия и знаком отличия ордена Святого Георгия - Георгиевским Крестом четырех степеней. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 118-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"- вступает в силу с 1 января 2025 г., положения о дополнительном обеспечении награжденных орденом и знаком отличия ордена Святого Георгия применяются со дня опубликования)
7. Увеличены штрафы для поставщиков коммунальных ресурсов за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Штраф для должностных лиц вырос с 500-1 000 руб. до 5-10 тыс. руб, для организаций и ИП - с 5-10 тыс. до 30-50 тыс. руб. Вместо него могут вынести предупреждение. При повторном нарушении штраф составит 10-30 тыс. и 50-100 тыс. руб. соответственно. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 116-ФЗ "О внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
8. Скорректирован Закон об учреждениях и органах УИС. Поправками предусмотрена возможность создавать исправительные колонии объединенного типа, в которых организуются: - изолированные участки с различными видами режима; - изолированные участки, функционирующие как тюрьма; - помещения, функционирующие в режиме СИЗО. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 126-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации")
9. В законы о пожарной безопасности и защите населения и территорий от ЧС внесены поправки, наделяющие региональные госорганы полномочиями: - по разработке и утверждению планов тушения ландшафтных (природных) пожаров, за исключением лесных и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, обороны и особо охраняемых природных территорий; - по проведению мероприятий по предупреждению ЧС, ликвидации их последствий, спасению жизни и сохранению здоровья людей при ЧС. Порядок разработки и утверждения указанных планов установит МЧС. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 125-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности"- вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования)
10. В перечень случаев, когда применяются закрытые конкурентные способы закупок по 44-ФЗ, включены в т. ч. закупки Госкорпорации "Роскосмос". Уточнено понятие заказчика. Подразумеваются также автономные учреждения и иные юрлица, которым в соответствии с бюджетным законодательством выделяются денежные средства и которые при проведении закупок за счет данных средств должны руководствоваться 44-ФЗ. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - вступает в силу с 1 января 2025 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок)
11. Уточнен порядок освобождения грантов от налога на прибыль. При налогообложении прибыли не учитываются гранты, предоставляемые институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку госпрограмм и проектов за счет субсидий, выделяемых любыми уполномоченными Правительством федеральными органами исполнительной власти, а не только Минцифры. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 123-ФЗ "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"- вступает в силу через месяц после опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль)
12. Усовершенствован порядок передачи информации между профучастниками рынка ценных бумаг. Предусмотрена передача информации о физическом лице и его расходах, связанных с приобретением и хранением ценных бумаг, по заявлению инвестора от одного профучастника рынка ценных бумаг непосредственно другому, в том числе с использованием системы электронного документооборота. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" - вступает в силу с 1 января 2025 г.)
13. Скорректирован Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Уточнен перечень лиц, имеющих право проводить упрощенную идентификацию в рамках "антиотмывочного" закона. Упрощенная идентификация проводится посредством направления клиентом-физлицом соответствующих сведений о себе организации, осуществляющей операции с деньгами или иным имуществом и имеющей право проводить указанную идентификацию, либо лицу, которому такой организацией поручено проведение упрощенной идентификации. (Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 119-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма")
14. Конституционный Суд защитил право кандидатов в депутаты для участия в выборах указывать "самозанятость" в качестве рода занятий. Гражданка в 2022 году не смогла поучаствовать в выборах из-за недостоверности сведений о роде своих занятий. Подписные листы признали недействительными, так как статус “самозанятый” не соответствовал справке налогового органа о том, что кандидат является налогоплательщиком налога на профессиональный доход. Конституционный Суд РФ отметил, что такое требование не согласуется с правовым регулированием. Оспариваемая норма противоречит Конституции РФ. Она не позволяет претенденту сослаться на статус самозанятого и подтвердить его, что нарушает равенство избирательных прав, создает неконституционные препятствия для полноценного участия в выборах и для достоверного информирования избирателей о личных и деловых качествах кандидата. До внесения изменений в закон самозанятым кандидатам не может быть отказано в регистрации, если они одновременно не являются ИП. Заявительница имеет право на компенсацию. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2024 г. № 27-П "По делу о проверке конституционности подпункта 57 статьи 2 и подпунктов "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Г. Силаевой")
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 мая 2024 г. утверждены:
1. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2024) по гражданским, уголовным, административным делам.
Прекращение дела по нереабилитирующим основаниям обязывает суд устанавливать состав гражданского правонарушения при привлечении к ответственности причинителя вреда.
Привлечение ответчика к административной ответственности за пользование недрами без лицензии не освобождает истца от доказывания оснований и размера возмещения вреда ответчиком.
Для защиты прав несовершеннолетних на жилое помещение, приватизированное одним из родителей, суд должен проверить соблюдение при приватизации требований закона и наличие контроля со стороны органов опеки.
Супруги могут изменить режим общей совместной собственности на нажитое в браке имущество только на основании нотариально удостоверенного соглашения.
Исковая давность по требованию о возврате предоплаты начинает течь со дня просрочки поставки товара, а не с момента требования покупателя вернуть уплаченные за товар деньги.
Лизингополучатель имеет право на возмещение убытков из-за удорожания предмета лизинга, который не был передан лизингополучателю по вине лизинговой компании, уклонившейся от внесения оплаты продавцу.
Антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется также на субсидии хозсубъектам в соответствии с бюджетным законодательством. Антимонопольный орган вправе контролировать процедуру торгов.
Под запрет трансляции звуковой рекламы попадает и такая, которая не вмонтирована во внешнюю стену здания, а размещена нестационарно возле входа в него.
Присужденные судом суммы при обращении взыскания на бюджетные средства индексируются со дня поступления исполнительных документов должнику, а не со дня вынесения судебного решения.
Несмотря на обладание юридическими знаниями и навыками, арбитражный управляющий вправе пользоваться услугами представителей.
Вопрос определения ущерба зеленым насаждениям не отнесен к полномочиям органов местного самоуправления.
2. Обзор практики рассмотрения в 2023 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории РФ.
По сравнению с 2022 г. количество таких дел в 2023 г. уменьшилось на 67%. Из 18 дел удовлетворили 17. Имел место один случай прекращения производства в связи с совершеннолетием ребенка и один случай отказа в связи с психологическим состоянием ребенка.
В каждом случае суды проверяли, имеются ли у усыновляемого ребенка несовершеннолетние братья и сестры для их совместного усыновления.
Учитывалось мнение детей, достигших десяти лет, по вопросу их усыновления. Суды могли опрашивать и детей более младшего возраста. Исследовался вопрос об установлении психологического контакта между заявителями и усыновляемым ребенком. Выяснялась возможность усыновления россиянами.
3. Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
При размещении в сети песни исполнителем, который заключил отдельные договоры с авторами о предоставлении прав на музыку и текст, суду необходимо установить, является ли произведение созданным в соавторстве единым объектом, либо объектом, производным от музыки или текста, либо несколькими объектами.
Права на единое музыкальное произведение с текстом подлежат защите при неправомерном включении текста в другое музыкальное произведение с текстом.
Краткий пересказ литературного произведения без согласия автора - это незаконная переработка.
Дизайн сайта может быть отнесен к объектам авторского права, если судом установлено, что он является результатом творческого труда автора.
Размещение произведения в сети само по себе не свидетельствует о том, что оно находится в свободном доступе с правом копирования.
Предоставление права использования объекта на конкретном сайте не означает право лицензиата использовать его на иных сайтах. Право использования произведения в печатном издании еще не говорит о согласии правообладателя на использование объекта в сети.
Размещение в Интернете созданного в соавторстве произведения или его части одним из соавторов без согласия других является неправомерным. То же касается включения музыкального произведения в телепередачу без согласия правообладателя.
Отсутствие информации об авторе произведения в цитируемом источнике не освобождает от ответственности.
По общему правилу размещенные на сайте объекты авторских/смежных прав непосредственно используются владельцем сайта. Последним считается администратор доменного имени, адресующего на сайт.
Владельцы онлайн-сервисов (соцсетей, торговых площадок), которые не только предоставляют возможность размещения третьим лицам информации об экземплярах произведений, материальных носителях, но и сами их продают, рекламируют, получают доход, не признаются информационными посредниками.
При определении компенсации за нарушение суд учитывает посещаемость, доходность сайта, длительность использования объекта на сайте, характер деятельности ответчика, кратность нарушения.
Неоднократное размещение фотографии в одном материале, статье, рекламном объявлении образует одно нарушение.
Предоставление доступа к скачиванию могут признать одним длящимся нарушением независимо от количества скачиваний.
Изменение границ/формата исходной фотографии без внесения творческих правок не считается переработкой.
Предложение на сайте контрафактного материального носителя и его продажа в торговой точке образуют одно нарушение.
Срок давности по иску о взыскании компенсации начинается не с момента неправомерного размещения объекта в сети, а со дня, когда правообладатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком.
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова