1. Установлена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и по инвалидности прадедушкам и прабабушкам, которые являются опекунами (попечителями) правнуков. При этом повышенный размер фиксированной выплаты устанавливается не более чем на 3 нетрудоспособных членов семьи. (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 47-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 17 Федерального закона "О страховых пенсиях")
2. На учредителей ликвидированных учреждений возложена субсидиарная ответственность по их долгам в рамках публичных договоров (например, договору теплоснабжения). (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 48-ФЗ "О внесении изменений в статью 123.22 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")
3. Военнослужащие и лица, имеющие спецзвания, теперь на общих основаниях несут ответственность за нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения гособоронзаказа. Закреплена ответственность за нарушение должностным лицом военного представительства госзаказчика предусмотренных вышеуказанным госконтрактом (договором) порядка и (или) сроков осуществления контроля качества или приемки военной продукции. (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 44-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.5 и 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
4. С 1 сентября 2024 г. изменено регулирование деятельности производителей этилового спирта и алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам. В частности, для организаций, желающих производить этиловый спирт, минимальный размер уставного капитала увеличен с 10 до 100 млн руб. В его оплату могут быть внесены только деньги, за исключением заемных средств. Ужесточены требования к группе организаций, занимающихся совместным производством этилового спирта, в части установления факта несоблюдения норм минимального использования производственной мощности. Положения закона не распространяются на производство спирта из непищевого сырья растительного происхождения, а также из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового дистиллятов и винодельческой продукции. (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 46-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции")
5. С 1 апреля 2024 г. установлена уголовная ответственность за незаконное перемещение алкогольной и табачной продукции не только через таможенную границу ЕАЭС, но и через границу России со странами Союза. Смягчена уголовная ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей, а также особо ценных диких животных, водных биоресурсов, растений и грибов. До 2 млн руб. увеличен максимальный штраф за контрабанду указанных товаров, совершенную организованной группой. (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 43-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации")
6. Усовершенствован механизм предоставления финансовых услуг посредством использования финансовых платформ. Российским экспортерам и импортерам предоставлен альтернативный способ осуществления трансграничных расчетов, получения финансовых услуг посредством использования финансовых платформ. (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
7. Установлены дополнительные гарантии для гражданского персонала ВС РФ, госслужащих и работников силовых ведомств, принимавших непосредственное участие в выполнении задач в ходе СВО и на прилегающих территориях либо на территории Сирии. 5 млн руб. выплатят семьям в случае гибели (смерти) гражданских сотрудников, 3 млн руб. получат пострадавшие в случае ранения, травмы и контузии. (Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2024 г. № 181 "О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц")
8. Конституционный Суд указал на необходимость урегулировать вопрос о возврате платы при прекращении рассмотрения обращения финуполномоченным. Внимание КС РФ привлек вопрос о судьбе платы за рассмотрение обращений цессионария, в случае, когда после принятия обращения выяснилось, что его требование финуполномоченный рассматривать не должен.
Такая ситуация имела место в деле ИП, который приобрел право требования страховки за ущерб от ДТП. Предприниматель обратился к финуполномоченному и внес плату за досудебное урегулирование спора. Однако рассматривать его требование прекратили, т. к. выяснилось, что поврежденную машину использовали в предпринимательских целях. Заявитель попытался вернуть плату, но ему отказали со ссылкой на то, что ее взимают за комплекс действий, совершаемых независимо от принятия итогового решения.
КС РФ признал оспариваемые нормы неконституционными. Они не устанавливают, должны или нет возвращать упомянутую плату цессионарию, если его обращение прекращают разбирать, выяснив, что оно не подлежит рассмотрению финуполномоченным. Законодатель обязан четко и недвусмысленно выразить свою волю по данному вопросу. В срок до 1 марта 2025 г. следует внести поправки, чтобы устранить выявленный пробел.
В частности, он может закрепить дифференцированный подход в зависимости как от основания прекращения рассмотрения обращения, так и от других обстоятельств. До этого плату не возвращают. После указанной даты суммы будут обязаны возвращать, если нормативное регулирование так и не изменится. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2024 г. № 10- П "По делу о проверке конституционности частей 4 и 5 статьи 9, части 6 статьи 16, частей 1 и 4 статьи 18, частей 1, 2 и 11 статьи 20 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой гражданки Ю.Д. Бронниковой")
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова